Меню

Информационные ресурсы Магаданской области
Размер шрифта
A A A
Цвет сайта
Ц
Ц
Изображения

Оценка качества образования

Независимая оценка качества образования – оценочная процедура, которая осуществляется в отношении деятельности образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования:

  • потребностям физических лиц - потребителей образовательных услуг (в том числе, родителей несовершеннолетних, обучающихся по программам дошкольного, общего и дополнительного образования детей и иным программам, и совершеннолетних, обучающихся по соответствующим образовательным программам) в части оказания им содействия в выборе образовательной организации, образовательных программ, соответствующих индивидуальным возможностям обучающихся, а также определения уровня результатов освоения образовательных программ;
  • потребностям юридических лиц (в том числе самой образовательной организации) в части определения качества реализации образовательных программ, необходимых корректировок этих программ по итогам экспертизы;
  • учредителя, общественных объединений и др. в части составления рейтингов (рэнкингов), других оценочных процедур для последующей разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на повышение качества реализуемых ими образовательных программ.

Независимая оценка качества образования осуществляется по инициативе юридических или физических лиц с привлечением к этой оценке организаций, имеющих опыт в данной деятельности и использующих валидный инструментарий для проведения оценочных процедур. Вместе с тем, образовательная организация вправе выбрать сама те организации (общественные, общественно-профессиональные, автономные некоммерческие, негосударственные организации), которые будут содействовать получению ею независимой оценки деятельности.
Независимая оценка качества образования может осуществляться в форме рейтингов (рэнкингов), других оценочных процедур в отношении образовательных организаций всех видов, а также образовательных программ, в том числе с использованием методологии и результатов международных сопоставительных исследований в области образования.

Критерии независимой оценки качества работы образовательных учреждений

Критерии независимой оценки качества работы дошкольных образовательных организаций.pdf Размер: 202.18Kb

Критерии независимой оценки качества работы общеобразовательных учреждений.pdf Размер: 202.57Kb

Критерии независимой оценки качества работы государственных профессиональных образовательных учреждений.pdf Размер: 202.9Kb

Критерии независимой оценки качества работы образовательных учреждений дополнительного образования.pdf Размер: 203.65Kb

Информация министерства образования и молодёжной политики Магаданской области по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере образования

В целях проведения независимой оценки качества работы государственных и муниципальных образовательных организаций Магаданской области, повышения качества и доступности образовательных услуг для населения, улучшения информированности потребителей о качестве работы образовательных организаций, министерством образования и молодёжной политики Магаданской области создан Общественный совет по проведению независимой оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги, при министерстве  образования и молодежной политики (приказ от 30.12.2014 г. № 1204) .

На портале Министерства образования и молодёжной политики Магаданской области создан раздел по вопросам организации и проведения независимой оценки качества работы образовательных организаций.

В 2015 году Общественным советом подведены первые результаты независимой оценки качества работы образовательных организаций среднего общего и среднего профессионального образования, проведено обсуждение результатов оценки и предложений по повышению качества образовательных услуг.

Независимая оценка проводилась в период с августа по декабрь 2015 года. В анкетировании приняли участие более 2000 респондентов организаций среднего профессионального образования и более 5500 респондентов организаций среднего общего образования (обучающихся и родителей). В основе исследования лежала количественная стратегия сбора первичной информации, а именно раздаточное анкетирование. Опрос предусматривал активное участие в его организации управляющих советов образовательных организаций и минимизацию вмешательства в обсуждение опроса и влияния на его результаты школьной администрации и учителей.

Предмет исследования – мнение общественности о качестве образовательных услуг. Основные критерии оценки:

- открытость и доступность информации об организации;

- комфортность условий и доступность получения услуг, в том числе для граждан с ограниченными возможностями здоровья;

- доброжелательность, вежливость и компетентность работников образовательной организации;

- удовлетворенность качеством предоставляемых образовательных услуг;

- результативность деятельности образовательной организации.

По итогам анкетирования обучающихся и родителей организаций среднего профессионального образования наиболее высокие результаты показали учреждения ГБОУ «Профессиональный лицей №2» (88%), ГБПОУ  «Магаданский лицей индустрии питания и сферы услуг» (84%), МО ГАПОУ  «Технологический лицей» (82%). Средний показатель по учреждениям профобразования составил 36,6 баллов из 52 возможных, что составляет 69,8 %.

Изучение мнения детей, обучающихся в образовательных организациях Магаданской области в 4-х, 9-х и 11-х классах, и их родителей о качестве оказания образовательных услуг преследовал следующие задачи: оценить условия реализации образовательных программ, общий психологический климат в образовательной организации, вовлеченность в процесс школьной жизни; получить мнение об организации внеучебной деятельности, информацию о смысловой наполняемости понятия «качество обучения».

В анкетировании приняли участие обучающиеся и родители 38 средних общеобразовательных организаций Магаданской области. Совокупность исследования составила  2548 родителей и 3015 школьников.

Для унификации принципа оценки были выделены 5 индикаторов: «Оценка условий реализации образовательных программ», «Оценка общего психологического климата в образовательной организации», «Организация внеучебной деятельности», «Вовлеченность родителей в процесс школьной жизни», «Оценка качества обучения». Показатели по индикаторам соответствовали среднему арифметическому значению баллов, выставленных за определенные категории оценки.

Показатель по индикатору «Оценка условий реализации образовательных программ» по области составляет 74,2 %. В целом можно говорить о сложившемся положительном мнении участников опроса о соответствии школ современным условиям получения образования. Позитивная оценка мнений родителей была получена во всех муниципалитетах области, участвующих в опросе. В среднем значение данного показателя располагается в границах от 59% (Хасынский район) до 86,6% (Сусуманский район). В 50% общеобразовательных организаций области данный показатель ниже среднерегионального уровня, самые низкие результаты в МБОУ «СОШ п. Талая» Хасынский район (50%) и МБОУ «СОШ № 20» г. Магадан (50,8%). Высокие оценки по данному критерию (более 90%) имеют МАОУ «СОШ № 21» г. Магадана, МБОУ «Лицей г. Сусумана», МКОУ «СОШ с. Клепка» Ольского района, МБОУ «СОШ № 1 г. Сусумана».

Удовлетворены обеспеченностью общеобразовательных организаций современным оборудованием и наглядными пособиями 71,6% участников опроса. Более высокие показатели данного критерия в Ягоднинском районе (79,3%),  г. Магадане (75,1%) и Сусуманском районе (72,9%), самый низкий показатель (45,9%) в Северо-Эвенском районе. Среди школ области низкий уровень обеспеченности  оборудованием и наглядными пособиями (менее 50%) в МБОУ «СОШ п. Талая» Хасынского района, МБОШИ п. Эвенск Северо-Эвенского района,  МБОУ «СОШ п. Омчак» Тенькинского района. Более 90% обеспеченности современным оборудованием и наглядными пособиями отмечают в МАОУ «СОШ № 21», МАОУ «Гимназия (английская)» г. Магадан, МКОУ «СОШ с. Клепка» Ольского района, МБОУ «СОШ п. Дебин» Ягоднинского района.

Оснащением спортивных залов общеобразовательных организаций области удовлетворены 75,7% респондентов.  В результате проведенного исследования все муниципалитеты области (кроме Хасынского района) получили высокие показатели удовлетворенности. Самый высокий уровень оснащенности спортивных залов (более 80%) в Северо-Эвенском районе, г. Магадане, Тенькинском районе, самый низкий – в Хасынском районе (59,2%).

Качеством питания в школьной столовой удовлетворены 73,9 % участников опроса. Все муниципалитеты (за исключением Сусуманского района) показали процент удовлетворенности выше 70 %.

Общеизвестно, что психологическая комфортность, доброжелательный психолого-моральный климат в школе являются важнейшим фактором успешной социализации и формирования личности ребенка, а также влияют на успеваемость учащегося, его становление и развитие. Одна из задач анкетирования – оценка психологического климата в образовательных организациях Магаданской области.

Респондентам было предложено оценить представленные суждения, связанные с комфортностью общения в школе ребенка, а также выявить мнение родителей учащихся об эмоциональном фоне образовательных организаций. В результате исследования было выявлено, что в большинстве образовательных организаций создана доброжелательная психологическая атмосфера, дети ходят в школу с удовольствием, у детей в основном хорошие взаимоотношения с одноклассниками. Родители учащихся школ всех муниципалитетов области считают, что в образовательных организациях создана безопасная атмосфера, Большая часть опрошенных родителей уверены в том, что в школе заботятся о здоровье их детей.

Показатель по индикатору «Оценка общего психологического климата в образовательных организациях» соответствует среднему арифметическому значению баллов и составляет 78,7%. Индикатор включает оценку психологического комфорта учащегося в образовательной организации, доверия образовательным организациям родителями, удовлетворенности психологическим климатом в образовательной организации. Самые высокие показатели по данному критерию (более 95%) в МАОУ «СОШ № 21» г. Магадан, МБОУ «СОШ № 1 г. Сусумана», МБОУ «СОШ п. Оротукан»; самые низкие (менее 60%): в МБОУ «СОШ № 23» МБОУ «СОШ № 20» г. Магадана, МБОУ «СОШ п. Сеймчан». В результате проведенного исследования выявлен высокий уровень доверия классным руководителям.

Оценка индикатора «Организация внеучебной деятельности в образовательной организации» показала, что у детей есть возможность интересно и с пользой проводить внеурочное время – найти подходящий для себя кружок, секцию, выбрать интересную экскурсию, участвовать в проведении праздников, соревнований, походов и прочих мероприятий. В ходе анализа полученных данных была выявлена корреляционная зависимость ответов респондентов на данный вопрос в зависимости от класса обучения ребенка. Так, чем старше дети, тем родители более склонны полагать, что у детей недостаточно возможностей для проведения внеурочного времени. Среднерегиональный результат – 74,3 %. Более 80% охват внеучебной деятельностью составляет в Северо-Эвенском и Ольском районах, самый низкий показатель (56,4%) – в Среднеканском районе. Абсолютный результат – 100 % в МАОУ «СОШ № 29» г. Магадана, МКОУ «СОШ с. Клепка» Ольского района, МБОУ «СОШ п. Дебин» Ягоднинского района.

Сформировав индикатор «Организация процесса общественного управления в образовательном учреждении», имеем возможность распределить образовательные организации муниципалитетов в зависимости от среднерегионального значения данного индикатора (52,5 %). Это самый низкий результат из полученных значений индикаторов, что свидетельствует о недостаточной работе муниципалитетов и образовательных организаций в данном направлении. Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Успешность ребенка в школе во многом зависит от того, насколько родители хотят, стремятся и могут помочь своему ребенку, поддержать его. Без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать личность, имеющую свою позицию, умеющую избирать приоритеты, определять значимость своих поступков,  принимать решения, брать ответственность на себя, осознавать себя и в итоге найти своё дело. Но необходимо отметить, что учащиеся 9 и 11 классов придерживаются мнения, что в школе учитывается и «скорее» учитывается мнение учащихся в принятии важных решений.

На хорошем уровне (более 70%) организован процесс общественного управления в МАОУ «СОШ № 21», МАОУ «Гимназия (английская)» г. Магадана, МКОУ «СОШ с. Клепка» Ольского района. Рассматривая приоритетные направления участия родителей учащихся в школьной жизни, можем отметить, что, как и в целом по области, основными способами поддержки являются помощь в организации и проведении воспитательных и развивающих мероприятий, участие в общественном управлении школой и исключительно в материальной поддержке.

Для решения задачи оценки качества обучения респондентам было предложено оценить качество организованных в образовательных учреждениях систем обучения детей, а также собственную удовлетворенность качеством образования, которое получают дети в школах (индикатор «Оценка качества обучения»). Так, в результате исследования мы можем говорить об удовлетворенности родителей качеством получаемого детьми образования (среднерегиональный показатель – 74,2%).

Результаты обучения учащихся образовательных организаций области, по мнению большинства респондентов, оцениваются объективно и справедливо. Большая часть респондентов считают, что новые подходы в обучении, используемые в школе, создают условия для проявления и развития способностей детей. Выше всего качество обучения оценили в МАОУ «Гимназия (английская)» г. Магадана (93%), самый низкий показатель в МКОУ «СОШ п. Сеймчан» Среднеканского района.

В первой половине 2016 года Общественным советом запланировано обследование общеобразовательных организаций основного, начального общего, дошкольного образования и образовательных организаций дополнительного образования детей. Результаты будут размещены на портале Министерства образования и молодёжной политики Магаданской области. Приглашаем население Магаданской области к сотрудничеству в данном направлении, ждем ваших предложений и замечаний по вопросам организации и проведения независимой оценки качества работы образова­тельных организаций.

1. Принятие нормативных актов субъекта Российской Федерации по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2013 № 286 «О формировании независимой  системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги», а также в целях проведения на территории Магаданской области  независимой системы оценки качества работы государственных и муниципальных образовательных организаций и повышения качества и доступности образовательных услуг для населения, улучшения информированности потребителей о качестве работы образовательных организаций министерством образования и молодёжной политики Магаданской области выполнены следующие мероприятия:

- Издан приказ министерства образования и молодёжной политики Магаданской области от 28.11.2014 г. № 1045 «Об организации работы по формированию независимой системы оценки качества работы муниципальных и государственных образовательных организаций, оказывающих образовательные услуги в 2014 году». Данным приказом утверждены:

- «Положение о независимой системе оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги в Магаданской области»;

- «Методические рекомендации органам местного самоуправления муниципальных образований и государственным образовательным организациям Магаданской области по формированию независимой системы оценки качества работы образовательных организаций»;

- «Порядок образования общественных советов по проведению независимой оценки качества работы образовательных организаций»;

- «Положение об Общественном совете при министерстве образования и молодёжной политики Магаданской области по проведению независимой оценки качества работы образовательных организаций»;

- «Порядок отбора членов Общественного совета при Министерстве образования и молодежной политики Магаданской области по проведению независимой оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги».

Общественный совет по проведению независимой оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги при министре образования и молодежной политики утверждён приказом министерства образования и молодёжной политики Магаданской области от 30.12.2014 г. № 1204 «Об утверждении состава Общественного совета при министерстве образования и молодёжной политики Магаданской области по проведению независимой оценки качества работы образовательных организаций».  В состав Совета включено девять человек – представителей общественных организаций и профессиональных союзов работников образовательных организаций.

15.01.2015 г проведена рабочая встреча с членами общественного совета.  Муниципальными органами управления образования в период декабря-января начата работа по формированию независимой системы оценки качества работы муниципальных образовательных организаций Магаданской области - на основе приказа министерства образования и молодёжной политики разрабатывается нормативно-правовая база, формируются составы общественных советов.

17.03.2015 г. состоялось заседание Общественного совета при министерстве образования и молодёжной политики Магаданской области, на котором утверждены план-график и критерии проведения независимой оценки качества работы образовательных организаций

2. Обеспечение информационной открытости.

2.1. На портале Министерства образования и молодёжной политики Магаданской области создан раздел по вопросам организации и проведения независимой оценки качества работы образовательных организаций в котором размещены:

- Положение о независимой системе оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги в Магаданской области.

- Методические рекомендации органам местного самоуправления муниципальных образований и государственным образовательным организациям Магаданской области  по формированию независимой системы оценки качества работы образовательных организаций.

- Порядок образования общественных советов по проведению независимой оценки качества работы образовательных организаций.

- Положение об Общественном совете при министерстве образования и молодёжной политики Магаданской области по проведению независимой оценки качества работы образовательных организаций.

Порядок  отбора членов Общественного совета при Министерстве образования и молодежной политики Магаданской области по проведению независимой оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги.

- Проект критериев независимой оценки качества работы и рейтингования государственных образовательных организаций.

3. Работа общественного совета (общественных советов) по вопросам проведения независимой оценки.

3.1. Техническое задание по выполнению работ по организации, обобщению  и анализу информации о качестве оказания услуг и проведению независимой оценки качества работы  образовательных организаций на 2015 год сформировано.

3.2.  15.01.2015 г проведена рабочая встреча с членами общественного совета.

Первое заседание проведено 11.03.2015 г. На заседании утверждены критерии, плана-график, прошло обсуждение предложений по дополнению и изменению нормативно-правовой документации, регламентирующей проведение независимой оценки качества работы образовательных организаций.

3.3. Первые результаты независимой оценки (в том числе рейтинги) качества работы образовательных организаций будут подведены на очередном заседании Общественного совета.

4.Выбор оператора.

В государственные задания МОГАУ ДПО «Институт повышения квалификации педагогических кадров» и ОГБУ «Центр мониторинга качества образования» на 2015 включено выполнение работ по организации, обобщению и анализу информации о качестве оказания услуг и проведению независимой оценки качества работы образовательных организаций.

5. Размещение информации о результатах независимой оценки.

На портале Мини­стерства образования и молодёжной политики Магаданской области создан раздел по вопросам организации и проведения независимой оценки качества работы образова­тельных организаций. На данной странице  в последующем будет размещаться информация с результатами независимой оценки, в том числе рейтинги деятельности образовательных организаций Магаданской области.

Результаты проведения независимой оценки качества работы образовательных организаций также предполагается размещать в средствах массовой информации.

6. Учет результатов независимой оценки органами исполнительной власти (при их наличии).

Первые результаты независимой оценки (в том числе рейтинги) качества работы образовательных организаций будут подведены на очередном заседании Общественного совета.

Вверх

 

Независимая система оценки качества работы образовательных организаций

Методические рекомендации Мининстерства образования и науки РФ.pdf Размер: 8.55Mb

Перечень информации и документов, рекомендуемых к размещению образовательными организациями на информационных стендах, в средствах массовой информации, сети Интернет

1.Информация:

а) о дате создания, учредителе (учредителях), месте нахождения, режиме, графике работы, контактных телефонах и адресах электронной почты организации и ее филиалов (при наличии);

б) о структуре и об органах управления организации;

в) о формах и видах образовательных услуг, предоставляемых организацией;

г) о численности получателей с образовательных услуг за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъекта Российской Федерации, местных бюджетов и по договорам за счет средств физических и (или) юридических лиц;

д) о руководителе организации, его заместителях, руководителях филиалов (при их наличии);

е) о персональном составе работников организации с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы;

ж) о материально-техническом обеспечении предоставления образовательных услуг (в том числе о наличии оборудованных помещений для предоставления образовательных, в том числе библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, об условиях питания и охраны здоровья получателей услуг, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, об электронных ресурсах, к которым обеспечивается доступ получателей услуг);

з) об объеме деятельности по предоставлению образовательных услуг, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам за счет средств физических и (или) юридических лиц;

и) о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года;

к) иная информация, необходимая для расчета значений показателей качества работы организации.

2. Документы:

а) копия устава организации;

б) копии лицензий (при наличии) на осуществление образовательной деятельности, медицинской деятельности (с приложениями);

в) копия плана финансово-хозяйственной деятельности организации обслуживания, утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или бюджетной сметы организации;

г)  копии правил внутреннего распорядка, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора;

д)  копии документа о порядке предоставления образовательных услуг за плату, в том числе образец договора о предоставлении образовательных услуг за плату, документа об утверждении стоимости предоставления образовательных услуг по видам;

е) копии предписаний органов, осуществляющих государственный контроль в сфере образования, отчетов об исполнении таких предписаний.

3. Иная информация и документы, которые размещаются, опубликовываются по решению организации и (или) размещение, опубликование которых являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

 

Обратная связь

Данное сообщение не является обращением гражданина в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ, а является способом повышения качества работы министерства. Обратиться в министерство в установленном порядке можно с помощью электронной приёмной.

Дата публикации: 09.02.2016 15:01


Развернуть Свернуть